Администрация морских портов Тамани

Морской порт Темрюк

Морской порт Темрюк

 

Местонахождение морского порта:

Россия, Краснодарский край, побережье Азовского моря, Темрюкский залив, (Ш=  45° 23'N, Д=37°25'E)

Дата и номер решения об открытии морского порта для оказания услуг:

Распоряжение Правительства Российской Федерации №625-р от 28.05.1998г.

 

Основные технические характеристики морского порта:

Площадь территории морского порта, га: 229,20
Площадь акватории морского порта, км2: 22.67
Количество причалов: 10
Длина причального фронта морского порта (п.м): 1394,7
Пропускная способность грузовых терминалов, всего: (тыс. тонн в год) 5750
в том числе:
наливные (тыс. тонн в год) - 1800
сухие (тыс. тонн в год) - 3950
Максимальные габариты судов, заходящих в порт (осадка, длина, ширина) в метрах: 4,80; 140; 17,5
Площадь крытых складов (тыс.м2): 3,323 (+6000м3 емкостной парк)
Площадь открытых складов (тыс.м2): 153,46
Период навигации в морском порту, дней: 365
Адрес администрации морского порта - 353520, Краснодарский край, г. Темрюк, ул. Горького, д. 51


Морской порт Темрюк расположен на Таманском побережье Азовского моря при впадении в него реки Кубань, в 4-х км от города Темрюк, входящего в состав субъекта Российской Федерации - Краснодарского края.

Город существует с 1556 г. и был основан черкесским князем Темрюком, давшим своё имя крепости и первому поселению при ней. Период княжения Темрюка совпал с попыткой расширения влияния России на Северном Кавказе, обусловленного государственной политикой Ивана Грозного, ставившего своей целью выйти к побережьям северных, северо-западных и южных морей. Вероятно, эту цель преследовал и династический брак русского царя и дочери князя. Однако в этот период времени в силу ряда причин закрепиться России на Северном Кавказе не удалось, хотя идея расширения пределов государства на юг со временем становится всё более актуальной.

Во второй половине 18 века Северный Кавказ и в том числе Таманский полуостров вошел в состав России.

В 1792 году Темрюк был передан во владение запорожских (черноморских) казаков и стал называться Темрюкским урочищем. Впоследствии Темрюкское урочище превратилось в Темрюкскую станицу.Во исполнение высочайшего Указа Александра II об учреждении города Темрюка, в утвержденном 31 марта 1860 года Положении заседания администрации Темрюка, сказано: «На Азовском море, в пределах земли войска Черноморского у так называемого Темрюкского (Курчанского) лимана открывается порт и учреждается на месте называемым Темрюкской станицей, портовый город Темрюк».
Учреждение морских ворот дало сильнейший толчок развитию города. Уже в 1861 году открылась почтовая контора, в 1865 – телеграфная станция, в 1870 - городской общественный банк. С 1января 1870 года начал функционировать Индо-Европейский телеграф и учреждена контрольная станция. Через десять лет после переименования Темрюка в нем числилось 8344 человека, против 4723 в 1860 году.
Острейшей проблемой было выделение портовых земель. В 1888 году городским главой Назаровым был лично Александру III вручен план выделения земель под город и порт, однако это и другие обращения были затеряны в недрах канцелярии. И только после ходатайства о выделении земель наместнику Кавказа Воронцову-Дашкову в 1907 году, с приложением цифровых данных о 10 миллионах пудов зерна, ежегодно отправляемого из Темрюка за границу, 01 ноября 1907 года за городом Темрюком было признано значение морского порта и приказано отвести землю в границах определенных в 1865 году.
В 1893 году «в виду развившегося судоходства» были начаты землечерпательные работы. В 1902 году было возбуждено ходатайство об устройстве закрытого порта. В 1904 году проект был утвержден Министерством путей сообщения идя на его осуществление было ассигновано 450 000 рублей. Постройка порта была начата весной 1905 года, а окончилась в 1908 году. Строители огородили земляной дамбой и дубовым шпунтом рукав Кубани от канала, соединив его с морем. Получившийся ковш имел в ширину 120 метров, глубину 5,5 метров.
К моменту окончания строительства население города составляло 15 тыс. человек. Через порт перегружалось зерно идущее транзитом с Кубанских станиц по реке за границу. Порт был ведущим предприятием города, в виду большого значения порта в нем были открыты постоянные представительства греческих компаний и французской хлеботорговой компании Луи-Дрейфуса.

По причине высокой заносимости порт долгое время был доступен только для мелкосидящих судов. Попытки решить проблему навигации на прилегающей акватории были предприняты в 1895 году, когда, "ввиду развившегося судоходства" в течение трёх лет были проведены дноуглубительные работы, к сожалению, не давшие никаких результатов. Поэтому в 1902 году было возбуждено ходатайство об устройстве в Курчанском лимане закрытого порта. В 1904 году проект нового порта был утверждён Министерством путей сообщения, и для его осуществления было ассигновано 450 тысяч рублей. Постройка порта началась весной 1905 года и завершена в 1908 году. Общая сумма затрат на строительство составила 1500 тысяч рублей. Однако проблемы заносимости акватории до конца не были решены, в результате чего порт вынужден был тратить значительные средства на дноуглубительные работы, что в определённой мере снижало его конкурентоспособность. Для решения этой проблемы были предложены меры, реализация которых по капиталовложениям были сопоставимы со стоимостью строительства нового порта. Последовавшие затем первая мировая война, революция, хозяйственная разруха в стране отодвинули проблемы развития порта на долгие годы

.С 1935 по 1949 год морской порт Темрюк принадлежал Министерству морского флота СССР.

На основании Постановления Совета Министров №11866-р от 30 июня 1949 года и приказов Министерства морского флота и Министерства рыбного хозяйства №425/590 от 5/10 августа 1949 года порт передан Министерству рыбного хозяйства.

В 1958 году порт был объединен с Темрюкским рыбзаводом и упразднен как хозяйственная единица, т.е. были утрачены разрядность и статус порта.

На основании приказа № 436 от 30.09.65 года Главного управления рыбной промышленности, Государственного комитета по рыбному хозяйству было образовано управление "Азрыбтехфлот" как самостоятельная организация с размещением на территории порта Темрюк.

После акционирования в 1994 году (управления "Азрыбтехфлот" в АООТ "Азрыбтехфлот") коллектив АООТ "Азрыбтехфлот" вышел с ходатайством к администрации Темрюкского района о переименовании его в АООТ "Морской торговый порт Темрюк".

Администрацией района и Краснодарского края эта инициатива была поддержана и приказом № 58 от 24.08.1994 года по Департаменту морского транспорта РФ "Морской торговый порт Темрюк" включен в перечень морских портов РФ.

Сегодня морской порт Темрюк — это развивающийся морской порт,  имеющий все предпосылки для дальнейшего экономического развития. Общий грузооборот Порта в 2010 году составил 2 млн.тонн.
Погрузочно-разгрузочную деятельность в Порту осуществляют:
1. ООО "Мактрен-Нафта".
Комплекс по перевалке сжиженных углеводородных газов (СУГ). Грузооборот - 118 тыс.т. в год.
2. ООО "Порт Мечел-Темрюк".
Комплекс по перевалке генеральных и навалочных грузов. Грузооборот - 1, 13 млн.т. в год.
3. ООО "КГС-порт".
Комплекс по перевалке генеральных и навалочных грузов. Грузооборот - 187 тыс.т. в год.
4. ООО "Темрюкмортранс" и ОАО "Морской торговый порт Темрюк".
Комплекс по перевалке генеральных, навалочных и наливных грузов. Грузооборот - 519 тыс.т. в год.
5. ООО "Каргохим".
Комплекс по перевалке жидких химических грузов. Грузооборот - 70 тыс.т. в год.
6. ООО "Росхимтрейд".
Комплекс по перевалке жидких химических грузов и нефтепродуктов. Грузооборот - 120 тыс.т. в год.
В порту функционирует морской газовый терминал ООО "Мактрен-Нафта, ведется строительство перегрузочного комплекса для виноматериала.
Головным филиалом "5 судоремонтный завод" ОАО "Центр судоремонта "Звездочка" начаты работы по проектированию и дальнейшему развитию судоремонтной базы в порту Темрюк, приобретены плавдок и судоремонтная мастерская.

 

Карта-схема морского порта

Схема морского порта Темрюк

 


Панорама порта Темрюк

Панорама порта Темрюк

 


Причалы № 12 - 24

Причалы №№ 12-24

 

Причал № 51

Причал № 51



Причалы  № 1,2

Причалы №№ 1-2

 

Причалы  № 5,6

Причалы №№ 5,6

Additional information